Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 10:36

Средняя школа №48

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Мирошкина Е. И.

Статья                «Постижение полифонии в образном восприятии»

Учитель музыки МБОУ СОШ №48

Мирошкина Е.И.

 

Музыка образует середину между мыслью и явлением.
Г.Гейне

В настоящее время дети слушают музыку разных направлений и жанров, любят, чтобы музыка сопровождала их жизнь как фон, чтобы была в основном развлекательной. Но очень мало они слушают классическую музыку, а порой её вообще не воспринимают. А ведь классическая музыка – это лучшее, отобранное временем наследие человечества.

Каждый современный учитель стремится найти свои, особые принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать музыкой, раскрывая свои глубокие чувства к прекрасному искусству. Для более эффективной работы следует расширить круг интересов, создавая проблемные ситуации, дружеской, изобретательной атмосфере  разбирая и слушая произведения классиков, включённых в школьную программу. Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание. Нельзя успешно заниматься музыкальной деятельностью, если не развито восприятие. Способность целенаправленного восприятия необходима для понимания музыкального языка.

В 5-ом классе учащиеся знакомятся, и разбираются в сложном полифоническом музыкальном языке, слушая музыку И.С.Баха. Без опыта слухового восприятия им очень трудно услышать музыкальное проведение каждого голоса. И тогда теряется всякий интерес и удовольствие от прослушанного произведения. Такой сложный, объёмный урок должен идти с подготовкой заранее, начиная  с разучивания канона, чтобы услышать имитацию голосов, ощущать мелодию в пластическом интонировании, делать свою оценку переживания от прослушанного музыкального сочинения. Также знать главный музыкальный инструмент – орган, изучать биографию И.С.Баха и особенности его творческого пути. Прежде всего, эмоциональное постижение всегда связано с образами. Музыка вне образов, как вид искусства существовать не может. Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обуславливает все остальные грани музыкального восприятия. И чтобы разгадать жизнь образов в Фуге соль минор надо ориентироваться на образное мышление. В  результате мыслительной деятельности можно представить форму, цвет, пространство, движение, фактуру и т.д.

Сравнение полифонии с «беседой друзей» придумал сам великий мастер полифонической музыки И.С.Бах. Фуга - самая сложная, самая искусная, занимательная «беседа» из всех полифонических «бесед». С латинского и итальянского фуга означает «бег», т.е. бежать, догонять. А значит, ход её должен быть такой: сначала с «беседой» вступает один голос, затем по очереди вступают, словно по лестнице другой, третий, четвёртый голоса. Каждому дано право высказаться на выбранную для «беседы» тему. Тема начинает перебегать из одного голоса к другому, только и успевай проследить за ней и подхватить её. Голоса  спорят, рассуждают… И наконец, в общем споре приходят к единодушному мнению.

Очень важную особенность играет образное представление.

Образное мышление  -  один  из  основных  видов  мышления,  выделяемый наряду  с  наглядно-действенным  и  словесно-логическим  мышлением. Выполняя задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать. Здесь вопросы к ученику могут быть следующие:
- Как начинается произведение? Какой характер имеют мелодия и другие средства выразительности? Какой образ возникает  в вашем сознании? Как он развивается – плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?
Объясняя музыкальное произведение словами или рисунком, или схематической зарисовкой в виде фигур ученики начинают лучше понимать его. Они как слушатели включаются в процесс активного сотворчества и сопереживания на языке невербальной коммуникации. Так урок создаёт почву для исследования  серьезного музыкального произведения и подспудно готовит к слушательскому анализу полифонического сочинения в 6-ом классе «фуга а – moll», в 7-ом классе  «Токката и фуга d – moll». 
А для этого учителя музыки применяют различные общедидактические и специфические методы. Как например: метод проблемного изложения материала на уроке; метод стимулирования практической музыкальной деятельности; метод стилевого постижения; метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев); метод пластического интонирования(В.В.Медушевский) ; методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин); метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
В современном мире от нового поколения требуются такие человеческие качества как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности. На первом этапе в «Стандартах второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД). В широком смысле этот термин обозначает – «умение учиться».  В УУД можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия. В их тесном применении в учебном процессе  формируются навыки активного слушания в контакте с искусством. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
 
 

Список используемой литературы:

«Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.
Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева/ авт.-сост. О.П.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод.пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.

 

Электронные сайты:

Некоторые аспекты преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе в рамках "Стандартов второго поколения"

 http://festival.1september.ru/articles/583771/

Метод проблемного изложения материала на уроке

http://zaryana.ucoz.ru/publ/metod_problemnogo_izlozhenija_materiala_na_uroke_muzyki/1-1-0-10

 

 

Приложение к статье открытый урок музыки в 5-ом классе по теме   первой четверти: «Преобразующая сила музыки»./urok_muzyki.doc

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

МОУ СОШ №48 2024