Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 15:32

Средняя школа №48

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Формирование ключевых компетенций старших школьников

Статья к выступлению на педагогическом совете по теме: "Формирование ключевых компетенций старших школьников”

 

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике. 

Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования призвана изменить подходы к обучению и воспитанию школьников. Выпускник должен соответствовать своему времени, самосовершенствоваться и творчески преобразовывать окружающую среду, не теряться в трудной ситуации, всегда находить выход, быть способным принять нестандартное решение. Задача современного образования - сформировать такого человека. Однако для её выполнения традиционная образовательная система, ориентированная на овладение учащимися определённой суммой знаний, умений и навыков, не подходит. Решением, на наш взгляд, может стать овладение учащимися образовательными компетенциями, которые помогают школьнику эффективно продвигаться в учёбе и саморазвитии. Формирование компетенции способствует повышению компетентности выпускников, их готовности к овладению профессией, облегчает их социализацию и адаптацию в повседневной жизни и является ответом на социальный заказ современного общества.

 

 

Формирование учебных компетентностей старшеклассников включает три блока: а) обеспечение благоприятных условий для осуществления самостоятельной работы на уроках (учебники, словари, тесты и т.д.; б) использование разнообразных видов самостоятельной и проектировочной работы (подготовка проектов, конкурсы, олимпиады, ассистирование, конференции), опора на инноватику, усиление мотивации старшеклассников, разнообразная работа по совершенствованию педагогической культуры родителей (просвещения, практических заданий, требования, поощрения, тренингов); в) закрепление полученных навыков учебной работы (самостоятельной, проектировочной) путём тренингов, систематический контроль за результатами учебной деятельности, самоконтроль.

 

Наиболее объективной и полной нам представляется классификация ключевых компетенций, предложенная Н.А. Зимней. Автором выделены три группы: 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. 3. Компетенции, относящиеся к

деятельности человека. 

Компетентностный подход подразумевает важность формирования ключевых компетенций на всех ступенях школы. Однако старший школьный возраст является в этом плане наиболее благоприятным, так как его психологические особенности (ориентация на будущее, способность к рефлексии, потребность в самоопределении, ценностно-ориентационная активность) создают почву для формирования всех трех групп компетенций. 

Специальные исследо­вания Н.И. Поспелова, В.И. Щеглова, С.Л. Мендлиной и других показывают, что проблема повышения эффектив­ности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованными домашними заданиями.

 Домашняя учебная работа учащихся  дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большей самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Под домашним заданием мы понимаем определенный объем учебной работы репродуктивного или творческого характера, который предстоит выполнить школьникам во внеурочное время. А под домашними учебными занятиями подразумеваем комплекс организационных (целеполагание, планирование, деятельность по выполнению, самоконтроль, самооценка) и личностных (мотивация, стимулирование, рефлексия) усилий по выполнению домашних учебных заданий.

При этом стоит помнить о том, что самостоятельные домашние учебные занятия учащихся, как педагогическая проблема, имеет разные аспекты: организационный, методический и воспитательный. Первый из выделенных аспектов заключается в том, что всегда требуется определенная организация работы учителя и самого ученика. Методический аспект состоит в том, что в процессе выполнения заданий необходимо овладевать методами наиболее эффективной организации самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и специфики предмета равнозначно как учителю- для обучения самостоятельной работе, так и ученику - для ее восприятия. Воспитательный аспект основан на огромном значении примера в организации самостоятельной работы, который дает учитель ученику.

 

Рисунок 1 – Структура ключевых компетенций старшеклассников

 

Учитывая тот факт, что домашние учебные занятия является одним из основных форм обучения, в основу их организации был положен системный подход, на основе работ В.Г. Афанасенкова, Ю.К. Бабанского, Н.А. Завалко и др.

В старших классах большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научиться быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать дидактической цели, обучаясь индивидуально, в парах, группах и т. п. При этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат. Вся деятельность старшеклассника должна носить самостоятельный характер. Тем не менее формы выполнения домашней учебной работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Как справедливо отмечает Ф. Демеуова, именно диадные и групповые задания позволяют развивать навыки взаимодействия, делового общения, а следовательно и социальных компетенций. 

Выполнение учащимися заданий в процессе домашней учебной работы, направленной на развитие ключевых компетенций, не предполагает использования каких-то кардинально новых методов, более того, они должны соотноситься с методами обучения в целом.

Старшеклассник должен научиться быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах, группах и т.п., при этом планировать собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектировать результат. Наиболее перспективными в этом смысле представляются нам группа интерактивных методов. Сам процесс построен на принципе взаимодействия учителя и ученика. Они предполагают большую активность и творчество обучаемых Основные критерии интерактивных методов обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения подготовленного дома материала, инициатива школьника, большая активность обучаемых, творческое переосмысление полученных знаний, наличие групповых и индивидуальных домашних учебных работ. Наиболее продуктивными в старших классах, по нашему мнению, являются следующие интерактивные методы выполнения домашних занятий которые являются ведущими в нашей системе: кейс-метод, метод проектов и метод «ассоциаций».

Важное значение в формировании ключевых компетенций старшеклассников в рамках домашних учебных занятий имеет контроль. В своем исследовании мы опираемся на комплекс разработанный А.С.Границкой, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. В данный комплекс входят следующие виды контроля: контроль учителя; самоконтроль; взаимоконтроль; внутренний самоконтроль. Особая роль здесь должна быть отведена самооценке и взаимооценке знаний старшеклассников, как средству активизации их учебной деятельности. Конечный этап контрольного комплекса – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала.

Переход к подлинному образованию требует изменения роли учителя и нового представления о его профессиональной компетентности. Любой шаг в направлении к эффективному образованию, то есть к обучению, направленному на развитие ключевых компетенций учащихся, вызывает значительное изменение ролевого статуса педагога. Это изменение предполагает переход от концепции обучения как вербальной передачи информации к концепции обучения как содействия развитию. Неизбежна смена позиции как педагога (он перестает быть единственным источником информации, а становится координатором поиска и анализа информации из различных источников), так и учащегося, который становится полноправным субъектом образовательного процесса, его компетентным участником. 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Система развития ключевых компетенций старшеклассников в процессе домашних учебных занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.12.2012

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

МОУ СОШ №48 2024