Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 08:44

Средняя школа №48

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ:

Любые экзамены-стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных.

 

1.Подготовка физической формы учащихся.

Конечно, экзамены- это, прежде всего, испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.

Первое и необходимое условие-высыпаться.

Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:

  • Наш сон делиться на фазы продолжительностью около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фазы. Поэтому, необходимо, чтобы время, отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае можно ограничиться 6 часами сна (1,5х4), но, разумеется в виде исключения.
  • Самый «качественный» сон-до полуночи. Не случайно «жаворонкам», т.е. людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам»- тем, любит засиживаться допоздна , а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем- 6:00. «Длинным»  покажется день и как много можно успеть за него сделать.
  • Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно улечься  вовсе без подушки.
  • Комната должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна- не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций- привычка в любую погоду спать с открытым окном.  Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
  • Не следует забывать про вечерний душ,  который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Тёплая вода не только смывает дневную грязь- она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
  • Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед сном – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остаётся только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную  ложку мёда, ели, конечно, нет на него аллергии.

Второе условие-питание.

     

  • Основа здорового питания «интеллектуала»- белки и витамины. Поэтому в рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. «Тяжелые» гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца. Среди овощей «чемпионами» по содержанию витамин С, который часто называют «витаминами здоровья», являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ  и жирного майонеза нужно использовать растительное масло пополам с лимонным соком- это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах- благо  в «горячий» экзаменационный сезон, который приходится на летние месяцы, в свежих фруктах и ягодах недостатка нет.
  • Консервированные фруктовые соки многим приходятся по вкусу, но… полноценным продуктом питания их, к сожалению, считать нельзя, ведь они производится из порошка и воды. Другое дело-свежеотжатые соки. Это настоящий кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты , но и овощи- морковь, капусту, свеклу.
  • Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести  себя до состояния «волчьего голода». Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть понемногу, но вовремя.
  • В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и укреплять память, специалисты-диетологи называют:

- сырую тертую морковь с растительным маслом;

- ананасовый сок;

- авокадо (по половинке плода ежедневно);

- креветки (100 гр. в день);

- орехи (100-200 гр. в день, утром и вечером).

      

  • От приёма лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться- их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами.

2.Подготовка к экзамену.

Следует выделить три основных этапа:

  • Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом.
  • Поведение накануне экзамена
  • Поведение собственно во время экзамена.

 

Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом.

     Не менее важно правильно организовать саму подготовку к экзамену. За несколько дней до решающего испытания ликвидировать пробелы в знаниях, если таковые имеются, не удастся. Значит, речь идет о повторении и приведении в систему того, что в принципе уже знают. Справиться с этой задачей помогут следующие рекомендации:

  • Первым делом надо позаботиться об устройстве своего рабочего места: убрать со стола всё лишнее, приготовить учебники, пособия, тетради, бумагу для записей. Существует гипотеза, по которой особенно благоприятное воздействие на повышение интеллектуальной работоспособности оказывают два цвета-желтый и фиолетовый.  Можно попробовать повесить на стену над рабочим столом какую-нибудь картину, выдержанную в указанных тонах.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты- «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
  • Начинать подготовку нужно с «ревизии» имеющихся знаний. Взять экзаменационную программу с перечислением тем по конкретному предмету и, вооружившись карандашами разного цвета, внимательно прочитать её. Отмечать одним цветом, например, красным, те вопросы и темы, которые знаешь «на пять»; другим, синим, те, по которым сами себе готовы поставить «четвёрку»; зелёным- «троечные и зловещим черным-«двоечные». Нужно быть к себе предельно объективным! Теперь подсчитать количество тем (вопросов ) в каждой категории. «Красные» можно сразу вычеркнуть- не тратить на них драгоценное время. Останутся «синие» и «зелёные». Прикинуть сколько рабочих часов есть в распоряжении школьника (в сутках их окажется около 10; больше просиживать над учебниками бессмысленно). Приняв каждый «синий» вопрос за единицу, а каждый «зелёный»-за две, нужно рассчитать, сколько времени можно уделить повторению каждого. В дальнейшем следует придерживаться этого графика.
  • Человеческая память устроена таким образом, что часто мы сами не очень точно представляем себе, что помним, а что нет. Это особенно ярко проявляется в период подготовки к устным экзаменам, когда нужно запомнить большие объёмы информации. Беда в том, что нельзя наверняка знать, что из прочитанного усвоилось твёрдо, а что, увы, не задержалось в памяти. Определить это можно с помощью подхода: внимательно прочитать вопрос (задание) и попытаться ответить на него, представив себе, что находишься уже на экзамене.  Не спешить открывать учебник, если окажется, что чего-то не помнишь! Нужно напрячь память, воспользоваться логическими методами рассуждения, аналогиями с близкими темами. В любом случае постараться исчерпать собственный запас по данной теме до дна.  И только после этого обратиться к учебнику. Тогда не достающая информация «скользнет» в приготовленную для неё «нишу» и запомнится прочно.

Эксплуатация памяти:

- оказывается, память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем острота памяти начинает снижаться, а с 17 часов снова начинает расти, и к 19 часам достигает высокого уровня (если вы к этому времени не сильно устали);

- лучше всего запоминается то, что интересно, вызывает какие-либо чувства. Пусть эти чувства будут не очень приятные, главное, чтобы не было безразличия. Когда вы запоминаете учебный материал, старайтесь наполнить, окрасить его чувствами. Если вы запоминаете устройство какого-либо прибора, задайте себе вопрос: «Для чего он нужен? Приносит ли какую- либо практическую пользу лично мне?» и т. д;

-хорошо запоминается то, что понятно Понять информацию- значит, в какой-то мере уже запомнить её;

-плохо запоминается совершенно новый материал. Всё новое должно быть включено, сцеплено с уже известным материалом или с практикой;

-все определения сначала хорошо поймите. Многие педагоги любят точные определения. Однако психологи считают, что их нужно переформулировать, переделывать своими словами. Это развивает ум, и такие определения очень хорошо запоминаются;

- хорошо  влияет на запоминание- составление схем прочитанного, выписки, а также проговаривание информации про себя и вслух;

- обращайте особое внимание на середину того «куска учебного материала», который вы изучаете. Начало и конец запоминаются лучше- «эффект края». Очень большой  материал необходимо делить на небольшие отрывки, группы, объединённые по какому-либо признаку.

  • Стоит ли делать по ходу повторения записи и конспекты? Стоит, если вы точно знаете, что хватит времени вернуться к ним, скажем в последний перед экзаменом день. Нужно выписывать самое основное. Короткие заметки должны быть выдержаны в логической последовательности, представляя план ответа на вопрос билета.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов и схем, причем желательно на бумаге.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части «А» в среднем уходит по 2 мин. На задание).
  • Нельзя сидеть за рабочим столом часами напролёт.  1 час занятий- 10-15 мин.  перерыв. Во время этой паузы не нужно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Раз в день желательно сделать более длительный перерыв, на 1-1,5 ч.
  • Во время занятий не отвлекаться на пустяки и не позволять другим людям отвлекать себя.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Старайся создать в себе позитивный настрой, верь в себя.

Накануне экзамена!

Многие считают: что для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен- это  своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых ручек с чёрными чернилами.

Во время тестирования!

1.Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

2.Начинайте с лёгкого! Начинайте отвечать на те вопросы, в задании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

3.Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся  вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

4.Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решённом Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решит новое задание.

5.Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание на одном-двух вариантах, а не на пяти-семи.

6.Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Если не уверены в выборе ответа,  доверьтесь интуиции.

7.Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

 

 

Педагог-психолог: Бондаренко Т.Н.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

МОУ СОШ №48 2024