Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 16:23

Средняя школа №48

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Реализация принципов преемственности

Материалы для выступления на научно-практической конференции

«Реализация принципов преемственности между дошкольным образованием, начальной и основной школой в рамках освоения ФГОС второго поколения»

  

Хотелось бы  начать со слов «выстраивание образовательного пространства»- это создание условий, обеспечивающих качественное современное образование, отвечающее государственным образовательным стандартам, потребностям общества и обучающихся.

          Современный УМК как система УМК по связанному циклу предметов должен быть гибким к условиям реализации в конкретной школе, т. е. иметь «параметры» настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика.

 

         Как подбираются УМК в нашей школе в условиях преемственности между начальной школой и основной? Остановимся на предметной области «математика».

При выборе УМК следует обратить внимание на преемственность в преподавании математики в курсах начальной и основной школы. Остроту проблемы выбора учителем математики УМК для работы в 5-6 классах определяет многообразие учебных прграмм в начальной школе. Содержательные линии, дидактические и методические особенности системы обучения, избранные начальной школой, должны получить методическое продолжение в основной школе. Непременным условием преемственности является  знание учителем  математики сущности педагогической  системы, реализуемой в 1-4 классах, особенностей вносимых в них изменений.

 

         Математика - системообразующий предмет для формирования общеучебных умений по трансформации реальных наблюдаемых или исследуемых химических, физических, биологических процессов в формальное их представление.

         В своей педагогической практике мне приходилось продолжать обучение математике в 5 классе после традиционной системы обучения, работая по учебнику Виленкина, после системы Занкова ,работая по учебнику Дорофеева, Шарыгина и после образовательной  системы «Школа 2100», работая по учебникам Дорофеева, Петерсон в 5 и 6 классах, но поскольку учебники были не утвержденными, а рекомендованными, то пришлось в следующий раз перейти на учебники Дорофеева, Шарыгина.

         Имея определенные результаты работы, хотелось бы поделиться своими мыслями по вопросу УМК с целью сохранения преемственности в обучении между начальной школой и основной.

         Поработав по системам развивающего обучения, где заложены принципы системно-деятельностного подхода в обучении, работать по традиционной программе уже не хочется. Во-первых, осваивая технологии образовательной системы "Школа-2100”, учителю приходится в корни менять свое традиционное видение преподавания предмета. Но с другой стороны, получаемые образовательные результаты  компенсируют трудности в освоении учителем этих технологий. Во-вторых, учителю-предметнику на начальном этапе освоения технологий часто казалось, что количество учебного материала в УМК "Школа-2100” рассчитана в большей степени не академический, а астрономический час. Это заставляло пересматривать ход урока, выводы по учебным проблемам нередко приходилось делать сразу на перемене. С другой стороны, те выводы, которые удавалось сделать учащимся, в итоги радовали и учителя, и учеников. Эти выводы становились для школьников личностно значимыми, были новыми открытиями, которые ученики делали сами. В итоге, как учитель я видела, что те знания, которые добыты учеником самостоятельно, а не даны в готовом виде, запоминаются, если не навсегда, то надолго, и воспроизводятся гораздо более полно и точно. В-третьих, освоение технологии оценивания, которая дает ученику возможность анализировать свою работу, свои успехи и недостатки, по началу занимало немало времени на уроке. Вместе в тем, эта технология позволяет ученику влиять на окончательную отметку, исправлять собственные ошибки, учиться принимать решения, выбирать уровень сложности заданий, и реально оценивать свои силы.

Трудность, с которой я столкнулась, используя технологии  деятельностного типа- это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Дети  были пассивны и растеряны, не понимая, как они могут сами определить то, чем они будут заниматься на уроке и зачем. Они оказались не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по  составленному алгоритму, сверять действия с поставленной целью и другое, т.е. уровень  сформированности  организационных умений у них был очень низким.

Для развития этих умений я начала вместе с детьми шаг за шагом отрабатывать алгоритм проблемного урока. Очень трудно проходил этап постановки учебной задачи. Мне приходилось дожидаться хотя бы одного ученика, который более или менее удачно сформулирует цель деятельности или предложит план  действий, а остальные учащиеся просто выжидали.

 

         Система, обеспечивающая преемственность между ступенями школы в содержании, технологиях и общих подходах к преподаванию, несомненно, снимает многие проблемы, связанные с адаптацией школьников при переходе в 5-ый класс. Надо помнить, что и родители тоже испытывают стресс в момент перехода детей в основную щколу. В нашей школе я в течение второго полугодия 4-го класса очень тесно работаю с учителем начальных классов. Посещаю уроки с целью сохранения технологии преподавания, вместе с учителем обращаем внимание на особенности оформления записей решения текстовых задач, уравнений, примеров на все действия. В конце полугодия имею представления об особенностях класса, об уровне их математической подготовки и со своими требованиями выхожу на родительское собрание в 4-ый класс. Таким образом, учащиеся и их родители имеют представление и об учителе, который будет работать с ними в 5-ом классе, у них есть прекрасная возможность задать все интересующие вопросы.

         Отрицательным моментом можно назвать то, что не по всем учебным предметам сохраняется такая образовательная траектория. Многие учителя сетуют на недостаток времени в работе с будущими пятиклассниками. Некоторые высказывают мнение, что все учились, и эти будут учиться. Некоторые учителя не желают менять традиционных подходов в обучении.

         Хотя, как показывает практика, благодаря УМК и всему инструментарию образовательной системы "Школа-2100”, кропотливой работе педагога в системе психологического сопровождения учащихся 5-ых классов процесс адаптации детей проходит довольно успешно. Это подтверждается результатами анкетирования учащихся и их родителей (анкетирование проводилось в анонимной форме). 34% учащихся отметили, что в 5 классе учится им нравится также, как и в 4, а 48% - даже больше, чем раньше. Несмотря на то, что 76% учащихся отмечают, что изучать новый материал стало сложнее по сравнению с 4-ым классом, 89% считают, что интереснее. 35% родителей указали, что переход в основную школу дался детям легко, 24% утверждают, что были трудности, но ребенок освоился быстро, 41% ответили, что в начале было тяжело, но постепенно дети втянулись. Из своего опыта могу сказать, что эта программа для всех и для каждого. Несмотря на разный уровень учебной подготовки, разный уровень развития, дети успешно адаптировались, что говорит о сохранении качества обученности по математике по сравнению с окончанием 4-го класса.

         Каждый учитель, освоивший технологии образовательной системы "Школа-2100” и преподающий свой предмет по учебникам и пособиям, разработанным в соответствии с этими технологиями, несомненно скажет: "Работать по-другому, вернуться к традиционным программам и учебникам уже не могу!”. Возникает вопрос: "Почему возвращение к прошлому становится для учителя невозможным?” Ответ очевиден. Традиционная направленность на воспитание послушного и исполнительного ученика вынуждает учителя работать методами тренировки и натаскивания, которые в итоге укладываются в отточенный годами порядок действий. Это сводит вероятность педагогического творчества к минимуму и создает ощущение рутинности собственного труда. Профессия перестает дарить радость. Программы и методы, требующие гибкости и креативности, начинают казаться ненужными и затрудняющими учебный процесс. Учитель постепенно приходит в состояние "профессиональной деформации”. Как избавится от доминирования ощущений рутины и негатива к себе в профессии? Этому может помочь только четко выстроенная образовательная система, в которой уже на начальном этапе будут вводится технологии обучения, способствующие созданию творческой атмосферы учебного процесса и предполагающие преемственность во всех элементах этой системы на последующих ступенях школы. Если учитель не одинок в подобном творчестве, если рядом единомышленники то любая сложная профессиональная задача становится вполне решаемой, общие цели и собственный вклад в совместно достигаемый результат обязательно принесут ощущение значимости собственного труда.

 

(Материалы  переданы для  печати  в информационный журнал ГНМЦ )         

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

МОУ СОШ №48 2024