Праздник «Прощание с букварем»
Сценарий составила учитель начальных классов I квалификационной категории
МБОУ СОШ № 48 г. Читы
Фурсова Светлана Валерьевна.
Цели:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по учебнику «Букварь» и «Пропись»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран, презентация;
- Головные уборы с изображением букв;
- Костюмы героев: «Букварь», «Литературное чтение»
- Музыкальное сопровождение
Ход праздника
- Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школе праздник - славный праздник
Праздник Азбуки и Букваря.
- Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
- Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы.
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята.
Исполняется песня «Праздник Букваря».
Вед. Вы в школе почти целый год отучились.
Вы много успели и многое узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало.
Пускай года пройдут и много-много дней.
Вам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
Сегодня мы прощаемся с нашим дорогим добрым другом.
Я хочу сказать, что первый букварь был издан первым русским книгопечатником Иваном Федоровым в 1574 году. В этом году Букварю исполняется 439 лет.
Просмотр презентации «Из истории создания Букваря».
4. Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль.
Книга нам легко теперь читать.
- В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» - для всех подарок
Первоклассники нашли.
- Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали.
Ах, как много прочли.
- Нас учила азбука читать,
Слова на слоги разделять.
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
- Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
- Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Вед.: Ребята, праздник начался. А самого главного гостя – Букваря- нет. Давайте позовем его. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово БУКВАРЬ.
(Дети с шапочками букв на головах встают друг за другом так, что можно прочитать слово «Букварь»)
Все хором: Букварь, букварь, мы ждем тебя.
Букварь: Вот и я, мои друзья,
Рад вам, рад вам очень я.
Я- Букварь, учу читать.
Меня нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо – и сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё: про реки и моря,
И что у неба нет конца и круглая земля.
Про космонавтов, к облакам летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришел к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.
Вед.: Уважаемый Букварь! Принимай парад войска от А до Я.
Букварь: Есть принимать парад.
Буквы! Занять свои места в порядке алфавита.
Буквы-значки, как бойцы на парад.
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все алфавит.
Азбука от А до Я! Смирно! Гласные!
Гласные хором: Здесь!
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка баюкать.
Букварь: Согласные!
Согласные хором: Здесь!
- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Сссс - змеиный слышен свист,
Шшш - шуршит опавший лист,
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
- Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Букварь: Буквы, которые не обозначают звуков!
Ь иЪ: Здесь!
Вед.: Дорогие гости, послушайте как мы научились рассказывать стихи.
Начинай, буква А !
А. Аист с нами прожил лето, а зимой гостит он где-то.
Б. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
В. Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Г. Гриб растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.
Д. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Е.Ё. Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж. Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
З. Звезды видели мы днем за рекою, над Кремлем.
И. Й. Иней лег на ветки елей, иглы за ночь побелели.
К. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Л. Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.
М. Мед в лесу медведь нашел, мало меда, много пчел.
Н. Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом.
О. Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.
П. Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Р. Роет землю серый крот, разоряет огород.
С. Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т. Таракан живет за печкой, то –то теплое местечко.
У. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Ф. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х. Ходит по лесу хорек, хищный маленький зверек.
Ц. Цапля важная, носатая целый день стоит как статуя.
Ч. Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Ш. Школьник, школьник, ты силач, шар земной несешь как мяч.
Щ. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ь. Мягкий знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно.
Ъ. Я вам не угрожаю, я твердый знак изображаю.
Э. Это кнопка и шнурок – электрический звонок.
Ю. Юнга – будущий матрос, южных рыбок нам привез.
Я. Ягод нет кислее клюквы, я на память знаю буквы.
Ы. Вот и доехали, друзья, мы до последней буквы я.
А эта буква оттого считается последней,
Что ты себя же самого не ставишь в ряд передний.
- Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Вед.: Кто же помог, вам ребята, научиться читать? (Букварь, учитель, родители).
Давайте покажем нашим гостям чему же мы научились, что узнали.
А ты, Букварь, послушай и посмотри.
Задания для учеников.
- Покажите, как вы научились читать.
(Чтение предложений на карточках.)
-Мы ученики первого класса.
-Мы любим читать и писать.
-Кто читает, тот много знает.
-Книги – наши лучшие друзья.
-Я очень люблю свою школу и класс.
-Мы живем дружно и весело.
-Нельзя опаздывать на уроки.
-Соблюдай режим дня.
-Соблюдай правила дорожного движения.
-Пусть всегда будет солнце.
- Разгадывание ребусов.
Приложение
- Отгадывание загадок.
-На странице букваря 33 богатыря,
Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (алфавит)
-Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этою могу построить я :
Башню, дом и самолет
И большущий пароход. (карандаш)
-Веселится Коля, Лена.
Это значит…. (перемена).
-Если всё ты будешь знать, то получишь в школе … (пять).
-Быть всегда должны в порядке твои школьные … (тетрадки).
-Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры).
-Пусть отгадают первоклашки!
Чудесные, прекрасные, гласные, согласные.
Звонкие, глухие, разные такие.
Без них нельзя постичь науки. Вы догадались? Это … (звуки).
- Игра «Наоборот».
И вот пришел теперь черед сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь -….. (низко),
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь - …. (близко),
Скажу я слово «трус», ответишь ты …..(храбрец),
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай - … (конец).
- Используя буквы слов «учительница», «гастроном», «каникулы» составить другие слова.
- Угадай героев сказок
- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит. Это …. (Доктор Айболит).
- Мальчик-луковка веселый, знают все его со школы.
Лук –не сладкая малина. Его имя … (Чиполлино).
-Кукла с синими кудрями, ну-ка, отгадайте сами.
Не Ирина, не рябина, имя у неё … (Мальвина).
- Волка злого обманула, пирожки несла бабуле.
Такая послушная лапочка, а звать её …(Красная Шапочка).
-Не простой, а умный кот – удивляется народ:
В шпорах, да на каблуках. Это был… (Кот в сапогах)
- В английском чудесном лесу волшебные звери живут:
Сова, Пятачок, Крошка Ру, и ослик, и Кролик – все тут.
Компании этой душа – он весел и незлобив.
Для него прогулка - праздник и на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник, медвежонок … (Винни-Пух).
- В библиотеке есть много книг. Но по ночам там слышен стон, плач. Это страдают герои, потому что с книгами плохо обращаются ученики. Они их рвут, мнут, гнут, пачкают. Да ещё не понимают, что читают и перепутали всё на свете. Давайте
Поможем героям избавиться от этого ужаса. Пусть ребята помогут вернуть всё на свои места.
-Снежная принцесса (королева)
-Желтая кепочка (Красная шапочка).
-Илья-царевич и серый волк (Иван)
-Мальчик и Карлсон (малыш)
-Спящая бабушка (красавица)
-Стойкий железный солдатик (оловянный)
-Приключения Знайки и его друзей (Незнайки)
-Гадкий цыпленок (утенок)
-Сказка о рыбаке и рыбачке (рыбке)
-Луковый мальчик (Чиполлино)
-Свеколка (репка).
Букварь: Давайте немного поиграем, а вы в это время отдохнете.
Повторяйте все движения за мной.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом,
Мы топаем ногами: топ-топ-топ,
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп,
Мы руки развернем
И побежим кругом.
- Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Найдите ошибку и исправьте:
-Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
-На остров налетел ураган, остался на пальме последний баран.
-У вратаря большой улов, влетело в сетку пять волов.
-Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет огромный лук с длинными усами.
-Коля не учил урок, а играл в футбол.
От того в его тетрадке появился гол.
Букварь: Молодцы! Со всеми заданиями вы отлично справились.
Но делу время, а потехе час. Пора нам с вами расставаться.
- Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю.
И за это все ребята
Благодарны букварю.
- Потрудились мы не мало
Ведь по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах букваря.
- Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
- Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
- Нам сегодня выдают удо-сто-ве-ре-ния.
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Каждому ученику вручается «Удостоверение» о том, что прочитана первая учебная книга «Букварь».
Вед.: Мы не только умеем читать, отгадывать загадки, но мы еще умеем и петь.
Частушки.
(дети в косынках, в руках – носовые платочки).
Хором: Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки очень замечательно.
- Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
- Мы в нарядах нынче новых и у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
- Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться.
- Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки.
- Буквы гласные мы любим и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем, эти буквы мы поем.
- Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу,
Я любую вашу книжку за минуту «проглочу».
- Мы простимся с азбукой и рукой помашем.
И спасибо десять раз дружно хором скажем.
- Не печалься ты, Букварь, лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь младшему братишке.
Хором: Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
- Беру Букварь в последний раз,
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю
Я говорю «Благодарю».
- Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть.
- До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наш букварь читать научит,
Тех, кто в первый класс прийдет.
Вед.: Ребята, 1 сентября вы впервые переступили порог нашей школы. Ко всем первоклассникам в этот день пришли «Азбуки». Каждая девочка, каждый мальчик стали учить буквы по ним. Сначала мы учили гласные звуки и буквы, потом познакомились с согласными и получились слоги. Из слогов мы составляли слова, ну а потом из слов учились читать и писать целые предложения. А сейчас все первоклассники уже умеют читать большие сложные рассказы. И несмотря на то, что сегодня мы прощаемся с «Азбукой», она останется с вами на всю жизнь. Она будет напоминать о первых школьных днях, о первом звонке, о первых школьных удачах. Я думаю «Азбука» останется для вас хорошим добрым, умным другом.
Еще мы должны сегодня попрощаться и с самой близкой подругой Азбуки – это «Пропись». Ее нет на нашем празднике, но без нее мы не научились бы писать. Это она показала письменные буквы, учила отличать печатные от письменных буквы, делилась своими секретами и правилами как красиво, правильно и грамотно писать. Мы ее тоже должны за все поблагодарить.
Букварь: Ребята, но вы не грустите. Я привел к вам новую чудесную книгу
Ну-ка, порадуйте меня в последний раз. Дружно прочитайте, как зовут нашу гостью.
«Литературное чтение»
- Здравствуй, гостья дорогая!
- Проходи скорей сюда!
- Расскажи нам про Отчизну,
- Про природу,
- Про друзей, что живут на всей планете.
- Расскажи про всё на свете.
- Рады мы с тобой дружить!
- Будем дружбой дорожить!
Литерат.чтение: Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами.
Каждому из вас хочу я другом стать.
Позвольте вам, ребята, подарки всем раздать.
А подарком моим будет игра.
Вам надо произнести строчку: «Это я, это я, это все мои друзья»
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
-Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?
-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
-Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
Букварь и литер.чтение хором: Ребята, нам у вас очень понравилось. Вы многое узнали, многому научились. Но нам пора к другим ученикам. Давайте будем прощаться.
- Буквы, слоги и загадки
В доброй азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.
- Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем азбуке «спасибо»-
Расставаться нам пора.
- Нам она свои страницы открывала
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало
И теперь мы – лучшие друзья.
- Мы хотим сказать тебе «спасибо»,
Мы тебя за всё благодарим.
Говорим тебе мы «До свиданья»,
«Здравствуй» - новой книге говорим.
Вед.: Ну, что , ребята, давайте последний раз поблагодарим Букварь и Пропись за всё, чему они нас научили и скажем хором: «Спасибо Букварь и Пропись, до свидания».
А литературному чтению скажем: «Здравствуй, литературное чтение».
В заключение праздника исполняется песня «Чему учат в школе».
Вед.: Мы буквы в прописях писали!
И потрудились мы не зря!
Букварь изучен! Поздравляем!
Сегодня праздник Букваря!
Ты знаешь азбуку, но помни:
Она основа всех наук!
Теперь ты убедиться сможешь,
Что книга – самый лучший друг! |