Статья «Постижение полифонии в образном восприятии»
Учитель музыки МБОУ СОШ №48
Мирошкина Е.И.
Музыка образует середину между мыслью и явлением.
Г.Гейне
В настоящее время дети слушают музыку разных направлений и жанров, любят, чтобы музыка сопровождала их жизнь как фон, чтобы была в основном развлекательной. Но очень мало они слушают классическую музыку, а порой её вообще не воспринимают. А ведь классическая музыка – это лучшее, отобранное временем наследие человечества.
Каждый современный учитель стремится найти свои, особые принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать музыкой, раскрывая свои глубокие чувства к прекрасному искусству. Для более эффективной работы следует расширить круг интересов, создавая проблемные ситуации, дружеской, изобретательной атмосфере разбирая и слушая произведения классиков, включённых в школьную программу. Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание. Нельзя успешно заниматься музыкальной деятельностью, если не развито восприятие. Способность целенаправленного восприятия необходима для понимания музыкального языка.
В 5-ом классе учащиеся знакомятся, и разбираются в сложном полифоническом музыкальном языке, слушая музыку И.С.Баха. Без опыта слухового восприятия им очень трудно услышать музыкальное проведение каждого голоса. И тогда теряется всякий интерес и удовольствие от прослушанного произведения. Такой сложный, объёмный урок должен идти с подготовкой заранее, начиная с разучивания канона, чтобы услышать имитацию голосов, ощущать мелодию в пластическом интонировании, делать свою оценку переживания от прослушанного музыкального сочинения. Также знать главный музыкальный инструмент – орган, изучать биографию И.С.Баха и особенности его творческого пути. Прежде всего, эмоциональное постижение всегда связано с образами. Музыка вне образов, как вид искусства существовать не может. Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обуславливает все остальные грани музыкального восприятия. И чтобы разгадать жизнь образов в Фуге соль минор надо ориентироваться на образное мышление. В результате мыслительной деятельности можно представить форму, цвет, пространство, движение, фактуру и т.д.
Сравнение полифонии с «беседой друзей» придумал сам великий мастер полифонической музыки И.С.Бах. Фуга - самая сложная, самая искусная, занимательная «беседа» из всех полифонических «бесед». С латинского и итальянского фуга означает «бег», т.е. бежать, догонять. А значит, ход её должен быть такой: сначала с «беседой» вступает один голос, затем по очереди вступают, словно по лестнице другой, третий, четвёртый голоса. Каждому дано право высказаться на выбранную для «беседы» тему. Тема начинает перебегать из одного голоса к другому, только и успевай проследить за ней и подхватить её. Голоса спорят, рассуждают… И наконец, в общем споре приходят к единодушному мнению.
Очень важную особенность играет образное представление.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Выполняя задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать. Здесь вопросы к ученику могут быть следующие:
- Как начинается произведение? Какой характер имеют мелодия и другие средства выразительности? Какой образ возникает в вашем сознании? Как он развивается – плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?
Объясняя музыкальное произведение словами или рисунком, или схематической зарисовкой в виде фигур ученики начинают лучше понимать его. Они как слушатели включаются в процесс активного сотворчества и сопереживания на языке невербальной коммуникации. Так урок создаёт почву для исследования серьезного музыкального произведения и подспудно готовит к слушательскому анализу полифонического сочинения в 6-ом классе «фуга а – moll», в 7-ом классе «Токката и фуга d – moll».
А для этого учителя музыки применяют различные общедидактические и специфические методы. Как например: метод проблемного изложения материала на уроке; метод стимулирования практической музыкальной деятельности; метод стилевого постижения; метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев); метод пластического интонирования(В.В.Медушевский) ; методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин); метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
В современном мире от нового поколения требуются такие человеческие качества как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности. На первом этапе в «Стандартах второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД). В широком смысле этот термин обозначает – «умение учиться». В УУД можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия. В их тесном применении в учебном процессе формируются навыки активного слушания в контакте с искусством. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Список используемой литературы:
«Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.
Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева/ авт.-сост. О.П.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод.пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
Электронные сайты:
Некоторые аспекты преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе в рамках "Стандартов второго поколения"
http://festival.1september.ru/articles/583771/
Метод проблемного изложения материала на уроке
http://zaryana.ucoz.ru/publ/metod_problemnogo_izlozhenija_materiala_na_uroke_muzyki/1-1-0-10
Приложение к статье открытый урок музыки в 5-ом классе по теме первой четверти: «Преобразующая сила музыки»./urok_muzyki.doc