Материалы для выступления на научно-практической конференции
«Реализация принципов преемственности между дошкольным образованием, начальной и основной школой в рамках освоения ФГОС второго поколения»
Хотелось бы начать со слов «выстраивание образовательного пространства»- это создание условий, обеспечивающих качественное современное образование, отвечающее государственным образовательным стандартам, потребностям общества и обучающихся.
Современный УМК как система УМК по связанному циклу предметов должен быть гибким к условиям реализации в конкретной школе, т. е. иметь «параметры» настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика.
Как подбираются УМК в нашей школе в условиях преемственности между начальной школой и основной? Остановимся на предметной области «математика».
При выборе УМК следует обратить внимание на преемственность в преподавании математики в курсах начальной и основной школы. Остроту проблемы выбора учителем математики УМК для работы в 5-6 классах определяет многообразие учебных прграмм в начальной школе. Содержательные линии, дидактические и методические особенности системы обучения, избранные начальной школой, должны получить методическое продолжение в основной школе. Непременным условием преемственности является знание учителем математики сущности педагогической системы, реализуемой в 1-4 классах, особенностей вносимых в них изменений.
Математика - системообразующий предмет для формирования общеучебных умений по трансформации реальных наблюдаемых или исследуемых химических, физических, биологических процессов в формальное их представление.
В своей педагогической практике мне приходилось продолжать обучение математике в 5 классе после традиционной системы обучения, работая по учебнику Виленкина, после системы Занкова ,работая по учебнику Дорофеева, Шарыгина и после образовательной системы «Школа 2100», работая по учебникам Дорофеева, Петерсон в 5 и 6 классах, но поскольку учебники были не утвержденными, а рекомендованными, то пришлось в следующий раз перейти на учебники Дорофеева, Шарыгина.
Имея определенные результаты работы, хотелось бы поделиться своими мыслями по вопросу УМК с целью сохранения преемственности в обучении между начальной школой и основной.
Поработав по системам развивающего
обучения, где заложены принципы системно-деятельностного подхода в обучении,
работать по традиционной программе уже не хочется. Во-первых, осваивая
технологии образовательной системы "Школа-
Трудность, с которой я столкнулась, используя технологии деятельностного типа- это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Дети были пассивны и растеряны, не понимая, как они могут сами определить то, чем они будут заниматься на уроке и зачем. Они оказались не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по составленному алгоритму, сверять действия с поставленной целью и другое, т.е. уровень сформированности организационных умений у них был очень низким.
Для развития этих умений я начала вместе с детьми шаг за шагом отрабатывать алгоритм проблемного урока. Очень трудно проходил этап постановки учебной задачи. Мне приходилось дожидаться хотя бы одного ученика, который более или менее удачно сформулирует цель деятельности или предложит план действий, а остальные учащиеся просто выжидали.
Система, обеспечивающая преемственность между ступенями школы в содержании, технологиях и общих подходах к преподаванию, несомненно, снимает многие проблемы, связанные с адаптацией школьников при переходе в 5-ый класс. Надо помнить, что и родители тоже испытывают стресс в момент перехода детей в основную щколу. В нашей школе я в течение второго полугодия 4-го класса очень тесно работаю с учителем начальных классов. Посещаю уроки с целью сохранения технологии преподавания, вместе с учителем обращаем внимание на особенности оформления записей решения текстовых задач, уравнений, примеров на все действия. В конце полугодия имею представления об особенностях класса, об уровне их математической подготовки и со своими требованиями выхожу на родительское собрание в 4-ый класс. Таким образом, учащиеся и их родители имеют представление и об учителе, который будет работать с ними в 5-ом классе, у них есть прекрасная возможность задать все интересующие вопросы.
Отрицательным моментом можно назвать то, что не по всем учебным предметам сохраняется такая образовательная траектория. Многие учителя сетуют на недостаток времени в работе с будущими пятиклассниками. Некоторые высказывают мнение, что все учились, и эти будут учиться. Некоторые учителя не желают менять традиционных подходов в обучении.
Хотя, как показывает практика,
благодаря УМК и всему инструментарию образовательной системы "Школа-
Каждый учитель, освоивший технологии
образовательной системы "Школа-
(Материалы переданы для печати в информационный журнал ГНМЦ )